11 декабря 2017      468      0

Бронепоезда Красной Армии во время войны с фашистами

Броня крепка

К 22.06.1941 г. в Красной Армии находилось в наличии 53 бронепоезда, включая 34 лёгких бронепоезда. Всего на бронепоездах находилось 106 артиллерийских бронированных площадок, 28 бронированных площадок противовоздушной обороны, свыше 160 автоброневиков и 9 бронированных дрезин.

В войсках НКВД также имелись бронепоезда, которые осуществляли охрану железных путей. У НКВД имелось в наличии 25 бронированных паровозов, 32 артиллерийские бронированные площадки и 7 бронированных автомобилей.

В начале войны в 1941 г., в Главном автобронетанковом управлении РККА был организован и начал работу отдел бронепоездов, в 1942 г. он стал Управление, возглавляемый генерал — майором танковых войск П. Г. Черновым.

Как локомотивы для наших бронепоездов в основном использовались паровозы, которые относились к серии «ОВ» — «овечка».

В 1920-30-е гг. Сормовский паровозостроительный завод, а также особый военсклад № 60 начали специально производить бронированные паровозы, в том числе и работающие на жидком топливе.

В 1936 г. Брянский завод комбината «Красный Профинтерн» выпустил новый тип бронепаровоза — «БП-35». Но уже в начале войны «БП-35» продемонстрировал свои недостатки, и в 1941 г. появился новый бронепаровоз — «изделие П-41».

По данным на январь 1941 г. для изготовления одного бронепоезда требовалось около 17 тысяч человеко — часов.

Советские бронепоезда делились на 2 типа

Бронепоезд «ОБ-3». До сентября 1941 г. Народным Комиссариатом путей сообщения произведено 20 таких бронепоездов. Чертежи для них разработали на Полтавском паровозоремонтном заводе.

Изготавливали «ОБ-3» сразу на девяти заводах и в сорока трёх депо. Покрытие бронепоездов часто делалось из незакалённых листов, поскольку предприятия НК путей сообщения не имели возможности производить термообработку.

К бронепоездам, относящимся к типу «ОБ-3» с термической обработкой брони относятся: «Лунинец», «Омский железнодорожник», «Енисей», «Красноярец».

Некоторые бронепоезда и вовсе изготавливались из обыкновенной стали (между стальными листами металла заливался раствор цемента).

Бронепоезд «БП-43» являлся самым распространенным типом бронепоездов. Его разработали в 1943 г.
Бронеплощадки «БП-43» были оборудованы противозенитным оружием. Обычно на бронепоезде находилось несколько бронеавтомобилей. В военные годы был изготовлен 21 бронированный поезд. Значительное их количество отправили в войсковые части НКВД.

Импровизированные бронепоезда

Ярким примером импровизированного бронепоезда является «Пермский рабочий».

Бронепаровоз представлял собой «овечку», а для брони поезда применялась сталь, которая не имела термообработки. Для вооружения бронепоезда Главное артиллерийское управление РККА выделило зенитные орудия образца 1914 г. и станковые пулеметы системы «Браунинг».

Подобным образом появились на свет бронепоезда «Котовский» и «Щорс», которые и образовали 44-й дивизион. Бронепоезда были покрыты броневой сталью без термической обработки. В последствии в дивизион был включён бронепоезд «Чусовской рабочий» с бронёй из листов закалённой стали.

Первоначально «Чусовского рабочего» вводили в дивизион взамен «Котовского» и присвоили название «Котовский». Но потом принято решение, что «Котовский» соответствует требованиям военного времени, и оставили этот бронепоезд в дивизионе, взамен исключили «Щорса».

Так «Чусовской рабочий» ещё раз поменял имя на «Щорс», став уникальным бронепоездом с тремя надписями на броне: наверху «Чусовской рабочий», посередине «Котовский», в самом низу — «Щёрс» (через ё). Под таким именем он был отправлен в о фронтовую зону. Стоимость «Щёрса» составляла в ценах военного периода почти 870 тысяч руб.

Бронепоезд «Козьма Минин» изготовили в феврале 1942 г.в Горьковском депо. Его бронеплощадки были оснащены двумя 76,2-мм орудиями, установленных в танковых башнях Т-34.

Дополнительно, на башнях устанавливались по 4 станковых пулемёта системы «Максим». Толщина боковой брони бронированных площадок была 45 миллиметров, верхняя броня — 20 миллиметров. Толщина брони паровоза — 30 — 45 миллиметров.

На тендере (специальном вагоне для размещения топливных средств) имелась рубка командира, которая была разделена от будки машиниста бронированной дверью. Командир отдавал команды для бронеплощадок при помощи телефона. Внешняя и дальняя связь на бронепоезде поддерживалась с помощью радиостанции.

С «Козьмы Минина» возможно было вести прицельную стрельбу. Дальность стрельбы составляла 12 км.
Бронепоезда «Козьма Минин» и «Илья Муромец», относятся к «железнодорожным Катюшам», поскольку имели на вооружении реактивные миномёты.

Особые бронепоезда

В июле месяце 1941 г. коллективы заводов «Красный Профинтерн» и Ворошиловградского завода «Имени Октябрьской революции» построили 2 бронепоезда — № 1 »3а Сталина» и № 2 «За Родину».

Бронепоезд «За Сталина» стал самым оригинальным за всю военную историю, так как бронепаровоз для его состава был разработан и построен по специальному проекту конструктора Л. С. Лебедянского.

В начале октября 1941 г. бронепоезд № 1 был передан Красной Армии, но уже в свой первый боевой выезд столкнулся с немецкими танками, получил повреждения и сошёл с рельс.

Позже немцы восстановили и использовали его бронепаровоз и бронеплощадку.

Бронепоезд № 2 представлял собой достроенный бронепаровоз «БП-35». Он передан на фронт в октябре 1941 г., действовал на Юго — Западном фронте, но был захвачен фашистами в ходе ожесточённого боя 15.07.1942 г.

14.08.1941 г. на Полтавском паровозостроительном заводе был выпущен бронепоезд «Маршал Будённый» — его постройку поддержал сам легендарный Маршал. Тогда же чертежи, по которым строился «Буденный» были направлены в Центральное управление паровозного хозяйства, где они были взяты за основу для строительства советских бронепоездов.

В 1941-45 гг. потери в личном составе бронепоездов составили более 1000 человек. Наибольшее число потерянных составов (42 бронепоезда) приходится на 1942 г. К 1.06.1945 г. в составе Красной Армии числилось 140 бронепоездов.

С июля 1941 года по май 1945 года бронепоездными частями Советского Союза были уничтожены и повреждены 370 фашистских танков, 344 орудия и миномёта, 840 пулемётов, 712 автомобилей, 160 мотоциклов, 115 самолетов, подавлено 617 артиллерийских и минометных батарей.

Расформирование бронепоездов началось в конце 1944 г., последние были расформированы в 1953 г.

Бронепоезд № 744 участвовал в съёмках фильма «Сталинградская битва», а № 620 — в художественном фильме «Незабываемый 1919 год».

Для личного состава бронепоездов иногда выдавались особые жетоны, прообразом для которых послужил жетон для команды поезда Председателя Революционного военного совета республики Троцкого.

 

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 




16.07.2018
1EUR72.4659Руб0.0000
1USD62.2934Руб0.0000
1UAH2.3749Руб0.0000
1GBP81.7788Руб0.0000
Свежие записи
Рубрики

© 2018 Жизнь игра · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru